24.11.2014

Журнал "Урал" ноябрь 2014

Одиннадцатый номер "Урала" в 2014 году вышел в ноябре. Как и в прошлом году. Ноябрь — парадоксальный месяц. По названию девятый, а по счету одиннадцатый. Формально это осень, а концептуально зима. В ноябре произошла Октябрьская революция.
Последнее совсем не нравится главному герою романа Арсена Титова "Екатеринбург, восемнадцатый". Роман является третьей частью трилогии «Тень Бехистунга», публикация первой части которой началась в журнале еще в 2002 году! Что касается главного героя, то, конечно, кадровому офицеру русской армии, воевавшему в Персии, неприятно в Екатеринбурге под властью большевиков, верх-исетских революционных дружинников, Юровского, Голощекина и протчая. Но приходится. А больше всего он общается с Павлом Хохряковым, что приятно, ведь редакция "Урала" с запада ограничена улицей Хохрякова. Рассказ Анны Ерошиной "Уроки итальянского" имеет подзаголовок "зарисовки богемного студенчества", и этим сказано почти все. Скульптор Егор, итальянка Паола, вокал, живопись, ваяние и все такое. Дело было в Уфе. В повести Сергея Дубянского "Аз воздам!.." Вера, Надежда и Любовь — обычные, хотя и очень разные женщины, с которыми связаны три загадочные истории с участием человека, потерявшего память, зловещих двойников и настоящего ангела-хранителя. В рассказах Дмитрия Борисенко "Маргарет Тэтчер и утята" и "Этот человек" рассказчик рассказывает о своих памятных встречах то с человеком, похожим на Олега Попова, то на Маргарет Тэтчер, то с птицами, похожими на утят. Рассказ Максима Лапшина "Часы" — о распространенном в жизни, но мало описанном в литературе явлении - отцовской ревности. Отец видит на столе вполне себе совершеннолетней дочери дорогие мужские часы и заранее ненавидит этого мерзкого богатея.
Поэтический раздел представлен стихами Евгении Извариной, Сергея Ивкина, Льва Оборина, Анаит Григорян и Николая Предеина.
В драматической части номера — пьеса Олега Богаева "Лермонтов нашего времени. Школьное сочинение в двух актах". Учительница Марина внешне не очень привлекательна, неуживчива, презирает всех современников от учеников до директора школы, и даже многих из них страшно избивает. Зато она любит Лермонтова и находит научно-фантастический способ видеться с ним. Лермонтову, впрочем, Марина неинтересна. Но она хочет спасти его от смерти, и колеблется между двумя решениями: то ли соблазнить Мартынова, то ли попросту убить...
В рубрике "Без вымысла" текст Вячеслава Курицына "Зверь после прыжка. Пять писем с той стороны". В начале девяностых Курицын сочинил несколько статей о том, что смерти нет, и опубликовал их в "Урале". А один человек, их прочитавший, очень заинтересовался этой темой, потому что как раз отбывал пожизненное заключение в Ац-кой губернии за убийство нескольких лиц. Завязалась переписка.
Владимир Губайловский продолжает "Письма к ученому соседу". Письмо шестое — "Геногеография". Автор обращается к строению митохондриальной ДНК и, ее анализируя, сообщает о том, что так называемая "митохондриальная Ева", прародительница человечества, жила около 120-150 тысяч лет назад в Восточной Африке, а также прогнозирует скорый конец генетической истории. То есть этнические генетические различия между народами сотрутся, и надо спасать, что еще можно спасти, — языки и культуры.
Краеведческий материал Сергея Беляева "Свободный художник Цветиков:
дни и годы в Екатеринбурге" посвящен памяти В.С. Цветикова — выдающегося деятеля культуры, жившего в нашем городе в конце XIX — начале XX века. Организатор музыкального просвещения на Урале, он был и педагогом, и пианистом, и дирижером, и композитором.
Критический отдел номера открывается беседой Наталии Санниковой с Кириллом Корчагиным, который полагает: «Единственный выход из тупика — держаться
за современность». На "Книжной полке" рецензии Юлии Подлубновой на книгу рассказов Ирины Глебовой "Причитанья северного края", Ларисы Сониной на сборник стихов Натальи Карпичевой "Кукла Бога" и Валентина Лукьянина на книгу Натальи Кирилловой "Кино Урала: от прошлого к будущему". В "Черной метке" Александр Кузьменков помещает рецензию "Когда тошнит портянками" на сборник рассказов Платона Беседина "Рёбра". Приведя множество убедительных примеров, автор обобщает: "Смысловая доминанта большинства рассказов — отвращение к миру и его обитателям". И действительно — если писатель пишет о том, что ему противно, то текст получится противный. И, по мнению критика, получился. В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин пишет о романе известного корейского прозаика Ли Сын У "Тайная жизнь растений". По мнению Сиротина, роман во всех отношениях средний, но по проблематике Ли Сын У безусловно серьезный автор, и его следует читать для знакомства с корейской литературой, ведь по-русски она почти не выходит. 
В рубрике "Слово и культура" — эссе Юрия Казарина "Главный забор". Автор рассказывает об окружающих его эмпирических заборах, но более всего — о Главном Заборе: "Сознание — это проём, щель, дыра в Главном Заборе".
В "Критике вне формата" Василия Ширяева его текст "Камчатка". Это критика точно вне формата. Ибо на сей раз Василий критикует не литературу, не музыку, не театр, не критику, а непосредственно Камчатку, то есть ее географию, инфраструктуру, экономику, историю, гражданское общество и всякую такую вещь. Причем критикует настолько увлеченно, вдумчиво и беспристрастно, что даже хочется посмотреть на Камчатку вблизи.
Автор:Андрей Ильенков
Источник: Журнал "Урал"

Комментариев нет:

Отправить комментарий